Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Шахматы"
Актуальность программы
обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на
первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию
способностей детей.
Введение Программы позволяет реализовать
многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Шашки и шахматы положительно влияют на совершенствование у
дошкольников многих психических процессов и таких качеств, как память,
восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Обучение игре в шахматы и шашки позволяет
наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании
логического мышления дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы
объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально
доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в
занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение
при изучении данного курса имеет специально организованная игровая деятельность
на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Доказано, что занятия шашками и шахматами
укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают
вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность,
объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее,
озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шашки и шахматы учат быть
предельно внимательным, собранным. Отличительной особенностью рабочей программы
является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного
возраста, начинающих с «нуля».
Категория
детей, занимающаяся по программе «Юный шахматист» – это старшие и
подготовительные группы детей дошкольного возраста.
У
ребёнка в возрасте 5 – 7 лет идет очень интенсивное развитие. С одной стороны,
дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и
эмоциональное перенапряжение. Внимание в дошкольном возрасте носит
непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым.
Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают
сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на
определенных предметах. Таким образом, возможности этой новой формы внимания -
произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже
старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в
процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок
лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает
наилучшие впечатления. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом
относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько
снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Воображение в этом
возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой,
способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания
действительности. При выполнении волевых действий значительное место продолжает
занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем,
все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая
ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает
этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать
определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени
стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими
детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная
самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается.
Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 5 – 7 лет,
можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем
умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем
знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать,
рассматривать, запоминать, анализировать.
Реализация
данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях, начиная с сентября по
май. Количество детей в подгруппе 8-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в
неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Срок реализации программы – 2
года. Программа рассчитана на 66 занятий в каждый год обучения.