02.05.2023
02.05.2023
Пальчиковая гимнастика Е.А. Савельева
(действия с
мозаикой, с пуговицами, собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков)
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
02.05.2023
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.
02.05.2023
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
02.05.2023
В результате использования игр с шариками- массажёрами Су - Джок у детей происходит:
Развитие
мелкой и общей моторики
Активизация
словаря
Развитие
психических процессов
Развитие
цветового восприятия
Закрепление
счётных материалов
Развитие
пространственно-временной ориентировки
02.05.2023
Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.
Технология постановки разных групп звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. При этом логопед словесно поясняет, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука
артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи. Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным
02.05.2023
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
Ø дидактических (расширение
кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
Ø развивающих (развитие
внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей,
умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
Ø воспитывающих (воспитание
самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и
мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с нарушениями
речи являются следующие: Ø Формирование фонематического слуха и
фонематического восприятия; Ø Совершенствование функции дыхания; Ø Развитие просодической стороны речи;
Ø Формирование четкости артикуляции и
формирование правильного звукопроизношения;
Ø Развитие общей (крупной и )мелкой
моторики; Ø Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения
игровых упражнений.
02.05.2023
В целях оптимизации коррекционно-образовательного процесса и повышения интереса детей к занятиям разработан ряд мультимедийных презентаций: «Веселая артикуляционная гимнастика», «Найди картинку», «Где живут звуки?». Использую программно-дидактические комплексы «Мерсибо».
Интерактивная
панель с программным обеспечением «Волшебная поляна», ПАК «Колибри», Сова, что
дает большие возможности для работы с детьми в направлении развития и коррекции
речи.