Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Положение) разработано муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Полевского городского округа «Детский сад № 32 общеразвивающего вида» (далее- ДОУ), с учетом требований нормативно-правовых документов, современных требований к организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. 1.3. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее группа) при ДОУ создается в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции ограниченных возможностей здоровья детей. 1.4. Основная цель организации группы освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами, устранение речевого дефекта, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения. 1.5. Основаниями для деятельности групп являются нормативноправовые документы: - Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13.06.1990 г. - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требование к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19); - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Устав ДОУ. 1.6. В ДОУ функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4-7 лет. 1.7. Открытие и закрытие групп осуществляется приказом заведующего ДОУ. 2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 2.1. Группа формируется из детей 5-7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, ЗРР, ФФНР, логоневроз), при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте (в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10) 2.2. Если в период пребывания ребенка в ДОУ выявляются дефекты слуха, умственная отсталость или другие дефекты развития, то воспитанник подлежит повторному посещению ТПМПК для уточнения заключения и определения условий получения образования. 2.4. Комплектование групп детьми осуществляется ДОУ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и только с согласия родителей (законных представителей). 2.5. Для зачисления ребенка в группу необходимы выписка из протокола Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с заключением и рекомендациями о необходимости обучения в группе. 2.6. Подготовкой документации для ТПМПК занимается учительлогопед, педагог-психолог, воспитатель группы совместно с родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с требованиями ТПМПК. 2.7. Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется из расчета соблюдения норм площади на одного ребенка. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать 10 детей. 3. Организация деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 3.1 Группы функционируют 5 дней в неделю с 12-часовым пребыванием детей. 3.2. Режим работы групп с 7.00 до 19.00. 3.3. Группы обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей, с учетом уровня их речевого развития и требований СП, ФГОС ДО. 3.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели группы. 3.5. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом требований основной общеобразовательной программы ДОУ и рекомендаций СП. 3.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы и адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР с учетом рекомендаций СП. 4. Образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 4.1. Содержание образовательной деятельности в группе определяется: - основной образовательной программой ДОУ; - адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР. 4.2. Организация образовательного процесса в группах регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом дня. 4.3. Основными организационными формами работы в группах являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. 4.4. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий зависит от тяжести нарушений речевого развития ребенка. Дети, имеющие более сложные нарушения, посещают индивидуальные занятия по решению учителя-логопеда до 1-2 раз в неделю. 4.5. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с сеткой занятий с детьми, графиком распределения рабочего времени. 4.6.Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май). 4.7. В обязанности воспитателя группы входит обязательное выполнение требований ООП, а также решение коррекционных задач в соответствии с АООП. 4.8. Воспитатель группы выполняет рекомендованные задания учителялогопеда по закреплению отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время коррекционного часа после дневного сна, в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности. 5. Участники воспитательно-образовательного процесса и коррекционной работы 5.1. Участниками воспитательно-образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи являются дети, родители (законные представители), педагогические работники. 5.2. Взаимоотношения между Учредителем и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, оздоровления, оказания систематической психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 5.3. Отношения ребенка с персоналом группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. 5.4. Педагогическую работу осуществляют педагогические работники, имеющие соответствующее образование, необходимую профессиональнопедагогическую квалификацию и специализацию, прошедшие (по соответствующей должности) подготовку по профилю деятельности группы. 5.5. На должность учителя-логопеда, педагога-психолога группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. 5.6. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование или среднее специальное педагогическое образование и прошедшие (по соответствующей должности) курсовую подготовку или переподготовку по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ. 5.7. Медицинское обслуживание детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивается органами здравоохранения (по согласованию). 5.8. Права и обязанности участников образовательной и коррекционной работы регулируются нормативными документами ДОУ. 6. Руководство и штаты 6.1. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи несет ответственность заведующий ДОУ. 6.2. Старший воспитатель оказывают непосредственную методическую помощь воспитателям, учителю-логопеду, педагогу-психологу и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой, осуществляет преемственность в работе учителя- логопеда, педагога-психолога, воспитателей, других специалистов семьи и школы. 6.3. За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в равной степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатели группы. 6.4. Должность учителя-логопеда и педагога-психолога устанавливается в соответствии со штатным расписанием ДОУ: за одной группой компенсирующей направленности для детей с ТНР закрепляется одна ставка учителя-логопеда, 0,5 ставки педагога-психолога. 6.5. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группах компенсирующей направленности образовательного процесса и проведении всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышения квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данных группах. 6.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяется правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями. 7. Документация учителя-логопеда ДОУ 7.1. Перечень основной документации учителя-логопеда ДОУ: • Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; • заключения ТПМПК; • речевые карты; • перспективный план работы; • календарный план работы; • индивидуальные адаптированные образовательные программы на детей с ОВЗ, имеющих ТНР; • тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей группы; • индивидуальные тетради ребенка (по необходимости); • журнал протоколов логопедического обследования детей МБДОУ, имеющих ТНР; • должностная инструкция учителя-логопеда; • сетка занятий с детьми; • график распределения рабочего времени. 8. Документация педагога-психолога ДОУ 8.1. Перечень основной документации педагога-психолога ДОУ: • Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; • заключения ТПМПК; • психологическая карта ребенка; • перспективный план работы на учебный год; • индивидуальные адаптированные образовательные программы на детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи; • тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей группы; • индивидуальные тетради ребенка (по необходимости); • должностная инструкция педагога-психолога; • сетка занятий с детьми; • журнал консультаций педагога-психолога; • журнал индивидуальной психологической работы; • график рабочего времени. • аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.