Положение о компенсирующей направленности

Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о работе
группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее
Положение) разработано муниципальным бюджетным дошкольным
образовательным учреждением Полевского городского округа «Детский
сад № 32 общеразвивающего вида» (далее- ДОУ), с учетом требований
нормативно-правовых
документов,
современных
требований
к
организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
1.2.
Настоящее
Положение регулирует деятельность групп
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи в ДОУ.
1.3. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее группа) при ДОУ создается в целях обеспечения
государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и
бесплатного дошкольного образования, охраны и укрепления физического
и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и
необходимой коррекции ограниченных возможностей здоровья детей.
1.4.
Основная цель организации группы освоение детьми
коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами,
устранение речевого дефекта, предупреждение возможных трудностей в
процессе школьного обучения.
1.5. Основаниями для деятельности групп являются нормативноправовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44\25 Генеральной
Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным Советом
СССР 13.06.1990 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г.
- Санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические
требование
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 « Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования»
- Устав ДОУ.
1.6. В ДОУ функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями
речи в возрасте 4-7 лет.

1.7. Открытие и закрытие групп осуществляется приказом заведующего
ДОУ.
2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1. Группа формируется из детей 5-7 лет, имеющих тяжелые нарушения
речи (общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, ЗРР, ФФНР, логоневроз),
при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте (в соответствии с
Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10)
2.2. Если в период пребывания ребенка в ДОУ выявляются дефекты слуха,
умственная отсталость или другие дефекты развития, то воспитанник
подлежит повторному посещению ТПМПК для уточнения заключения и
определения условий получения образования.
2.4. Комплектование групп детьми осуществляется ДОУ на основании
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(ТПМПК) и только с согласия родителей (законных представителей).
2.5. Для зачисления ребенка в группу необходимы выписка из протокола
Территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии
с
заключением и рекомендациями о необходимости обучения в группе.
2.6. Подготовкой документации для ТПМПК занимается учительлогопед, педагог-психолог, воспитатель группы совместно с родителями или
лицами, их заменяющими, в соответствии с требованиями ТПМПК.
2.7. Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
определяется из расчета соблюдения норм площади на одного ребенка.
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно
превышать 10 детей.
3. Организация деятельности группы компенсирующей
направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
3.1 Группы функционируют 5 дней в неделю с 12-часовым пребыванием
детей.
3.2. Режим работы групп с 7.00 до 19.00.
3.3. Группы обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и
пособиями в соответствии с возрастом детей, с учетом уровня их речевого
развития и требований СП, ФГОС ДО.
3.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный
руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели группы.
3.5. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом
требований основной общеобразовательной программы ДОУ и рекомендаций
СП.
3.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями

основной общеобразовательной программы и адаптированной основной
образовательной программы для детей с ТНР с учетом рекомендаций СП.
4. Образовательная деятельность в группе компенсирующей
направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
4.1. Содержание образовательной деятельности в группе определяется:
- основной образовательной программой ДОУ;
- адаптированной основной образовательной программой для детей с
ТНР.
4.2. Организация образовательного процесса в группах регламентируется
учебным планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом
дня.
4.3. Основными организационными формами работы в группах являются
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
4.4. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий
зависит от тяжести нарушений речевого развития ребенка. Дети, имеющие
более сложные нарушения, посещают индивидуальные занятия по решению
учителя-логопеда до 1-2 раз в неделю.
4.5. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
сеткой занятий с детьми, графиком распределения рабочего времени.
4.6.Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется 3 раза в год
(сентябрь, январь, май).
4.7. В обязанности воспитателя группы входит обязательное выполнение
требований ООП, а также решение коррекционных задач в соответствии с
АООП.
4.8. Воспитатель группы выполняет рекомендованные задания учителялогопеда по закреплению отрабатываемых на коррекционных занятиях
навыков во время коррекционного часа после дневного сна, в
регламентированных и нерегламентированных видах деятельности.
5. Участники воспитательно-образовательного процесса
и коррекционной работы
5.1. Участниками воспитательно-образовательной и коррекционной работы
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми
нарушениями речи являются дети, родители (законные представители),
педагогические работники.
5.2. Взаимоотношения между Учредителем и родителями (законными
представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные
права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе
воспитания, обучения, развития, оздоровления, оказания систематической
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям группы
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

5.3. Отношения ребенка с персоналом группы компенсирующей
направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи строятся на основе
сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы
развития в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.
5.4. Педагогическую работу осуществляют педагогические работники,
имеющие соответствующее образование, необходимую профессиональнопедагогическую квалификацию и специализацию, прошедшие (по
соответствующей должности) подготовку по профилю деятельности группы.
5.5. На должность учителя-логопеда, педагога-психолога группы
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.
5.6. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи назначаются лица, имеющие высшее
педагогическое образование или среднее специальное педагогическое
образование и прошедшие (по соответствующей должности) курсовую
подготовку или переподготовку по воспитанию, обучению и развитию детей
дошкольного возраста с ОВЗ.
5.7. Медицинское обслуживание детей группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивается
органами здравоохранения (по согласованию).
5.8. Права и обязанности участников образовательной и коррекционной
работы регулируются нормативными документами ДОУ.
6. Руководство и штаты
6.1. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством
организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушения речи несет ответственность
заведующий ДОУ.
6.2. Старший воспитатель оказывают непосредственную методическую
помощь воспитателям, учителю-логопеду, педагогу-психологу и обеспечивает
общее руководство коррекционно-педагогической работой, осуществляет
преемственность в работе учителя- логопеда, педагога-психолога,
воспитателей, других специалистов семьи и школы.
6.3. За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей
работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в равной
степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатели группы.
6.4. Должность учителя-логопеда и педагога-психолога устанавливается в
соответствии со штатным расписанием ДОУ: за одной группой
компенсирующей направленности для детей с ТНР закрепляется одна ставка
учителя-логопеда, 0,5 ставки педагога-психолога.
6.5. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет
персональную ответственность за правильную организацию в группах
компенсирующей направленности образовательного процесса и проведении
всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в

речевом развитии детей, повышения квалификации педагогов, проводит
анализ эффективности работы в данных группах.
6.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
групп
компенсирующей
направленности
определяется
правилами
внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.
7. Документация учителя-логопеда ДОУ
7.1. Перечень основной документации учителя-логопеда ДОУ:
• Положение о работе группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи;
• заключения ТПМПК;
• речевые карты;
• перспективный план работы;
• календарный план работы;
• индивидуальные адаптированные образовательные программы на детей с
ОВЗ, имеющих ТНР;
• тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда
и воспитателей группы;
• индивидуальные тетради ребенка (по необходимости);
• журнал протоколов логопедического обследования детей МБДОУ,
имеющих ТНР;
• должностная инструкция учителя-логопеда;
• сетка занятий с детьми;
• график распределения рабочего времени.
8. Документация педагога-психолога ДОУ
8.1. Перечень основной документации педагога-психолога ДОУ:
• Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи;
• заключения ТПМПК;
• психологическая карта ребенка;
• перспективный план работы на учебный год;
• индивидуальные адаптированные образовательные программы на детей с
ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи;
• тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда
и воспитателей группы;
• индивидуальные тетради ребенка (по необходимости);
• должностная инструкция педагога-психолога;
• сетка занятий с детьми;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• журнал индивидуальной психологической работы;
• график рабочего времени.

• аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и
статистическая справка за отчетный период, установленный в
образовательном учреждении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».