Задачи кабинета: Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальноориентированной программы развития ребёнка. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка. Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Подготовка детей к школьному обучению с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. 3. Функции кабинета: Осуществление диагностики. Проведение подгрупповых развивающих занятий. Проведение индивидуальных коррекционно – развивающих занятий. Проведение консультаций для родителей. Проведение консультаций для воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения 4. Структура кабинета: Зона организационно-планирующей деятельности (письменный стол, материалы и средства для работы, нормативная документация, специальная документация, организационно-методическая документация) Зона коррекционно-развивающих занятий и диагностической работы (столы для занятий, диагностические методики и стимульный материал, материал с играми и упражнениями для занятий и т.д.) 5. Техническая характеристика: Общая площадь кабинета Ѕ = 9,6 м² Число рабочих мест: 6 Освещённость: Ν Освещённость по рабочим местам: Ν Температурный режим: Ν Средства пожаротушения: не предусмотрены Аптечка 6. Оснащение кабинета: Стол письменный: 1 Стол рабочий детский: 3 Стул большой: 2 Стул детский: 6 Доска магнитно – меловая: Шкаф: 3 Лампа дневного света: 1 Настенная лампа: 2 Ковёр: 1 Документация учителя-дефектолога Перспективный план работы с детьми на учебный год Планы подгрупповых и индивидуальных занятий Журнал взаимосвязи специалистов с воспитателями группы Журнал рекомендаций для родителей воспитанников Индивидуальные тетради детей Паспорт кабинета учителя-дефектолога Циклограмма рабочего времени Диагностические карты воспитанников Программа саморазвития Отчёт о результатах работы за учебный год Функциональное назначение помещений: Осуществление образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, изобразительной, двигательной формы активности), диагностическое, взаимодействие с семьями воспитанников. Перечень основного оборудования Таблица 3 – Перечень предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна Место размещения Кабинет Основное предназначение Коррекционнообразовательная деятельность Технические средства Оборудование Зеркало -1 шт. Столы детские -2 шт. Стулья детские -7 шт. Столик демонстрационный -1шт. Часы настенные-1шт. Стол компьютерный-1шт Стул офисный на колесах-1 шт. Доска магнитная - 1 шт. Фланелеграф – 1 шт. Экран для проектора – 1 шт. Полки для игрушек,– 1 шт. Шкаф для учебных пособий, игр -1 шт. Тумба для документов, книг-2 шт. Компьютер (моноблок)– 1 шт. Компьютерная клавиатура – 1 шт, Компьютерная мышь – 1 шт. Принтер -1шт. Создание и обновление предметно-развивающей среды по направлениям развития Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая документация, в помещении раздевалки группы функционирует информативный блок для педагогов и родителей. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства. Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены на нижних полках, материал и документация дефектолога – в закрытых тумбах. Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников во вторую половину дня. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов. Мобильность: дидактические пособия, легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается: пространство кабинета динамично. Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения. Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены. Перечень дидактических и методических материалов по образовательным областям Таблица 4 – Перечень дидактических материалов Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений. Сенсорные представления. Представления об окружающем. - матрёшки (2шт). -Пирамидки (2). -Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие. -Набор муляжей фруктов и овощей. -Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек. -Лото-вкладки. -Коробки-вкладыши разных размеров. -Машины и куклы разных размеров. -Доски Сегена (домашние животные, дикие животные, насекомые, цифры, геометрические фигуры, части тела) -Наборы сыпучих материалов. -Набор магнитов цифры, точки и математические знаки. -Наборы счётного материала: цветные камешки, грибочки, геометрические фигуры -Набор счётных палочек цветных. -Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур. -Разрезные картинки. -Кубики «Сложи узор»(1) -Логические блоки Дьенеша (1) -Логические блоки Дьенеша (аналог)(6 наборов) -Цветные счётные палочки Кюизенера (2) -«Чудесный мешочек». Речевое развитие -объёмные формы; -плоскостные фигуры; - дидактическая игра «Бусы»; - дидактическая игра «Сравни и подбери»; - дидактическая игра «Форма и цвет»; - дидактическая игра «Чудесный мешочек»; - дидактическая игра «Четвертый лишний»; - дидактическая игра «Что лишнее»; - дидактическая игра «Профессии» дидактическая игра «Цвета»; - дидактическая игра «Кто где живёт» - дидактическая игра «Фигуры и счет»; - объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами); - трафареты, шаблоны; - штриховки; - материал для лепки, аппликации, рисования; - пособие «болтики и гайки»; - наборы из геометрических фигур; - «озорные прищепки»; -игра «пристегни пуговицу», -«яблочко и червячок», -игра «времена года», -игра «Числовой домик», -игра «Весёлая ферма» Конструирование Деревянный строительный материал, Пластмассовые конструкторы, Пособие «На золотом крыльце…» к палочкам Кюизенера, Силиконовый конструктор «Человечки», Конструктор «Тико», Конструктор «липучки», Наборы мозаики, графические схемы построек. Предметные картинки по темам: «Семья», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Комнатные растения», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Одежда», «Птицы», «Животные жарких и холодных стран», «Электроприборы», «Инструменты». Сюжетные картинки «Осень», «Весна», «Лето», «Зима», набор сюжетных картинок «Говорим правильно», Дидактическая игра «Сравни и подбери», Дидактическая игра «Почемучка 3», Дидактическая игра «Почемучка 4», Дидактическая игра «Мой первы рассказ», Дидактическая игра «В мире слов 1/предлоги», Дидактическая игра «В мире слов 3/первые предложения», Дидактическая игра «Рассказы о животных», Дидактическая игра «Профессии», Дидактическая игра «Цвета», Доска Сегена «Гусеница «Учим алфавит». Набор карточек «Алфавит». Структура кабинета учителя-дефектолога Центр индивидуальной работы с ребёнком Центр подгрупповой работы с детьми Демонстрационный центр Центр дидактического сопровождения Игровой центр Центр методического сопровождения Пространство кабинета Стол 1шт, Стул 1 шт. Стол 2шт, Стулья 6 шт. Магнитная доска с набором магнитов, фланелеграф с комплектом счётного материала из фетра Открытые полки, в которых размещено занимательное игровое обеспечение для занятий (дидактические игры, лото, кубики, игрушки и т.д.); оборудование, способствующее развитию мелкой моторики (обводки, шнуровки, мозаики, массажные мячики.) Тактильная развивающая панель «Заяц» Располагается в закрытых тумбах. Перечень -Семейный кодекс РФ -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ( от 17.10.2013 г. №1155) (Далее ФГОС ДО) -Приказ Министерства образования и науки от 320 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» -Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” -Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек” -Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования” -Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте Рабочий центр Информационный центр педагогики развития” -Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) -Концепция дошкольного воспитания -«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13) -Положение об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации, от 24 марта 2010 года № 209 Документация учителя-дефектолога: -Расписание работы учителя-дефектолога; -Список воспитанников для занятий с учителемдефектологом, - Календарно-тематическое планирование. Цикл тем для детей дошкольного возраста на 2020-2021 у/г -Расписание основных видов деятельности по группам, -Режимы дня по группам -Списки детей, зачисленных на занятия с дефектологом, -Листы индивидуальной занятости воспитанников. -Должностная инструкция учителя-дефектолога. -Бланк регистрации результатов тестирования детей. -Карты: Индивидуальная дефектологическая карта ребёнка . -Журнал «Инструктажа по технике безопасности» -Журнал «Здоровье» -Журнал посещаемости детей групп. Тетрадь учёта консультаций педагога-дефектолога родителям. -Тетрадь взаимосвязи с педагогами. -Годовой план работы педагога-дефектолога на учебный год. -Календарно-тематическое планирование. -Перспективное комплексно-тематическое планирование учителя-дефектолога. Рабочая зона с угловым компьютерным столом и стулом. Представлен информационными стендами, папками в межгрупповом пространстве (раздевальной группы «Капельки») Перспектива развития развивающей предметно-пространственной среды кабинета Изготовить новый дидактический материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам. Программно-методическое обеспечение кабинета Наименование программы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Автор Цель Комплексные Н. Е. Веракса, Создание М.А. Васильева, благоприятных В.В. Гербова условий развития детей. Наличие учебнометодического обеспечения Частичное Парциальные Л.Б. Баряева, Е.А. Осуществление Частичное Логинова коррекционнообразовательной деятельности для устранения познавательных и речевых нарушений у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Осуществление Частичное Чиркина, Т.В. коррекционноТуманова образовательной деятельности для устранения познавательных и речевых нарушений у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Документация кабинета Должностная инструкция учителя-дефектолога Инструкция по охране жизни и здоровья детей Инструкция по охране труда Журнал учета проведения инструктажа с воспитанниками по охране жизни и здоровья Журнал посещаемости Журнал «Здоровье» Рабочая программа Календарный план коррекционно-образовательной работы Перспективный план коррекционно-образовательной работы Расписание НОД Педагогическая диагностика Творческая папка по самообразованию Паспорт группы Методическое обеспечение 1. Е.А.Стребелева «Психлого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». 2. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка. Практический курс математики для дете 3. й 4-5 лет. 4. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. 3-4 года» 5. Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина «РАЗ-ступенька, ДВА-ступенька… Практический курс математики для дошкольников» 6. О.И. Крупенчук «Уроки логопеда.Научите меня говорить правильно». 7. Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет» 8. Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова «Развиваем связную речь у детей 5 лет» 9. Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова «Развиваем связную речь у детей 6 лет с ОНР 10. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» 11. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» 12. Е.Ф. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет», 13. Е.Ф.Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление 4-5 лет» 14. Е.Ф.Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление 5-6 лет» 15. Е.Ф.Бортникова «Проверяем готовность ребёнка к школе 6-7 лет» 16. Изд. Омега «Для детского сада. Тетрадь с прописями. Цифры» 17. Г. Сыропятова «Графические диктанты.Игрушки» 18. Г. Сыропятова «Графические диктанты.Растения» 19. Г. Сыропятова «Графические диктанты.Домашние животные» 20. Г. Сыропятова «Графические диктанты. Птицы» 21. Г. Сыропятова «Графические диктанты.Моя семья» 22. Г. Сыропятова «Графические диктанты.Транспорт» 23. Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала 6-7 лет» 24. Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала 4-5 лет» 25. Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала 5-6 лет» 26. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и упражнения .3-7 лет» 27. А.В. Никитина «29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения, загадки. 4-5 лет» 28. А.В. Никитина «33 лексических темы: пальчиковые игры, упражнения, загадки. 6-7 лет» 29. НПО «Рантис» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» 30. И.В. Логинова «Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных фигур» 31. Изд. «Дельта» «Игрушки из бумаги», Кристалл, СПб,1996 32. Н.Е.Веракса, О.Г.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 33. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» 34. Т.П. Ермакова, Ю.Л.Головешкина, Я.Л.Салугина «Развитие речи и движений у детей 4-7 лет» 35. О.В. Закревская «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» 36. Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки» 37. Т.А. Шорыгина «Беседы о насекомых с детьми 5-8 лет» 38. Е.А. Паникова, В.В. Инкина «Беседы о космосе. Методическое пособие».